Монастырь Иоанна Зедазенского (VII век)
Монастырь, в его нынешнем виде, был возведен в VII-VIII вв. вблизи устаревшей крепости.
Монастырь Иоанна Зедазенского – трехнефная базилика, сложенная из тесанного камня и грузинского кирпича. Длина и ширина монастыря – 13х13 метров, высота – 10,7 метра. Северная стена монастыря – глухая, в западной стене выход заложен, двери храма выходят на юг. В восточной части храма расположен алтарь, над которым имеются три оконца, толщина стен – 0,8 метра, ширина южных ворот – 1,35 метра, высота – 2,2 метра; ширина западной калитки – 0,95 метра.
Колокольня монастыря Иоанна Зедазенского сложена из кирпича. В восточном пределе храма под подковообразным каменным пологом погребен настоятель монастыря с 501 – 531 г. Иоанн Зедазенский, в центре храма – Гиви Заалович Гурамишвили – дядя жены Ильи Чавчавадзе – Ольги.
На северной стене храма до наших дней сохранилась картина неизвестного живописца VII века – «Единоборство святого Георгия с драконом». Внутри храма на сравнительно высоких столбах установлена каменная мрежа, такая же как и в Шуамтийском монастыре (в данное время Зедазенская мрежа экспонируется в Государственном музее Грузии). Там же погребен преемник Иоанна Зедазенского дьякон Илья (531-542)
У Зедазенской церкви бьет источник, воды которого скопляются в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. «Из-под фундамента этой церкви, - пишет царевич Вахушти, - струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась, когда ее черпают чем-либо, и этой водой лечат недуги». Для монахов Зедазенского монастыря «целебный» родник служил в прошлом источником немалых доходов.
В 1705 г. верхняя Зедазенская церковь была разрушена иноземными захватчиками. С той поры на Зедазенской горе осталось два церковных строения: часовня у подножия горы и монастырь Иоанна Зедазенского, расположенный в средней части горного склона.
С 1479 года Зедазенский и Шио-Мгвимский монастыри являлись фамильными усыпальницами владетельных феодалов Зедгенидзе- Гурамишвили. В последующие годы Зедазенский монастырь пришел в запустение и в 1849 году был обновлен.
Долгое время Зедазенский монастырь оставался без настоятеля. 10 января 1888 года Зедазенскую обитель, по повелению экзарха Грузии Паладия, принял настоятель Шио-Мгвимского монастыря епископ Александр Окропиридзе. Об этом газета «Иверия» писала: «Епископ Александр пожаловал в Сагурамо и принял монастырь Иоанна Зедазенского. Собранные трудами верующих 21 тысячу сто рублей епископ Александр передал Шио-Мгвимскому монастырю, на эти средства по распоряжению духовных властей в обитель были приняты 10 монахов – грузин, в торжественном слове епископ пообещал также содействовать возрождению Зедазенского монастыря».
В 1889 г. епископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь Иоанна Зедазенского, но поскольку обитель не владела земельными угодьями или какими-либо другими источниками доходов, да и богомольцы шли сюда неохотно, а так как Зедазенские леса служили прибежищем для разбойников, то и монахи вскоре покинули Зедазенскую обитель.
С 1932 по 1946 год смотрителем Зедазенского монастыря был монах Эквтиме, в миру Эстате Соломонович Кереселидзе (1866-1946 гг), в прошлом владелец типографии и издатель многих книг. До 1932 года монах Эквтиме некоторое время был смотрителем Мцхетского кафедрального собора Светицховели.
Монастырь Иоанна Зедазенского – трехнефная базилика, сложенная из тесанного камня и грузинского кирпича. Длина и ширина монастыря – 13х13 метров, высота – 10,7 метра. Северная стена монастыря – глухая, в западной стене выход заложен, двери храма выходят на юг. В восточной части храма расположен алтарь, над которым имеются три оконца, толщина стен – 0,8 метра, ширина южных ворот – 1,35 метра, высота – 2,2 метра; ширина западной калитки – 0,95 метра.
Колокольня монастыря Иоанна Зедазенского сложена из кирпича. В восточном пределе храма под подковообразным каменным пологом погребен настоятель монастыря с 501 – 531 г. Иоанн Зедазенский, в центре храма – Гиви Заалович Гурамишвили – дядя жены Ильи Чавчавадзе – Ольги.
На северной стене храма до наших дней сохранилась картина неизвестного живописца VII века – «Единоборство святого Георгия с драконом». Внутри храма на сравнительно высоких столбах установлена каменная мрежа, такая же как и в Шуамтийском монастыре (в данное время Зедазенская мрежа экспонируется в Государственном музее Грузии). Там же погребен преемник Иоанна Зедазенского дьякон Илья (531-542)
У Зедазенской церкви бьет источник, воды которого скопляются в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. «Из-под фундамента этой церкви, - пишет царевич Вахушти, - струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась, когда ее черпают чем-либо, и этой водой лечат недуги». Для монахов Зедазенского монастыря «целебный» родник служил в прошлом источником немалых доходов.
В 1705 г. верхняя Зедазенская церковь была разрушена иноземными захватчиками. С той поры на Зедазенской горе осталось два церковных строения: часовня у подножия горы и монастырь Иоанна Зедазенского, расположенный в средней части горного склона.
С 1479 года Зедазенский и Шио-Мгвимский монастыри являлись фамильными усыпальницами владетельных феодалов Зедгенидзе- Гурамишвили. В последующие годы Зедазенский монастырь пришел в запустение и в 1849 году был обновлен.
Долгое время Зедазенский монастырь оставался без настоятеля. 10 января 1888 года Зедазенскую обитель, по повелению экзарха Грузии Паладия, принял настоятель Шио-Мгвимского монастыря епископ Александр Окропиридзе. Об этом газета «Иверия» писала: «Епископ Александр пожаловал в Сагурамо и принял монастырь Иоанна Зедазенского. Собранные трудами верующих 21 тысячу сто рублей епископ Александр передал Шио-Мгвимскому монастырю, на эти средства по распоряжению духовных властей в обитель были приняты 10 монахов – грузин, в торжественном слове епископ пообещал также содействовать возрождению Зедазенского монастыря».
В 1889 г. епископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь Иоанна Зедазенского, но поскольку обитель не владела земельными угодьями или какими-либо другими источниками доходов, да и богомольцы шли сюда неохотно, а так как Зедазенские леса служили прибежищем для разбойников, то и монахи вскоре покинули Зедазенскую обитель.
С 1932 по 1946 год смотрителем Зедазенского монастыря был монах Эквтиме, в миру Эстате Соломонович Кереселидзе (1866-1946 гг), в прошлом владелец типографии и издатель многих книг. До 1932 года монах Эквтиме некоторое время был смотрителем Мцхетского кафедрального собора Светицховели.