Blessed by

Blessed by Archpriests Alexander and Alexande

Church Sioni

 Тбилисский Сион (Кафедральный Собор Тбилиси) (V-XII век)

Престол Тбилисского Кафедрального Собора освящён в честь Успения Божией Матери. С ним связано множество исторических событий, а также в нём хранится одна из главных святынь Грузии - крест Св. Нино.
Строительство Тбилиссского Сиона началось в VI веке во время царствования Гурама Курапалата, и было закончено в VII веке. Церковь несколько раз разрушалась врагами. В 1226 году Тбилиси был захвачен шахом Хваразма Джалал-ад-Дином. Он приказал снять с Кафедрального Собора купол и поставить свой трон на его месте. Он также выследил тех грузин, которые отказались осквернить иконы нашего Спасителя и Богоматери. Более, чем тысяча грузин стало в тот день мученниками.
Тимур (Тамерлан) разрушил Тбилисский Сион в конце XIV века, но в X веке церковь была реконструирована. В 1522 году шах Измаил похитил икону Богоматери украшенную драгоценными камнями и бросил её в реку Мктвари. Кахетинский царь Леон II нашёл икону и вернул её в Кафедральный Собор. В 1675 епископ Елисей Саганашвили построил новый купол и маленькую часовню с южной стороны Собора, а в 1710 царь Вахтанг Горгасали украсил стены храма.
В 1724 мусульманский царь Кахетии Али-Кули-Хан украл икону Богородицы. Позже Сион был разграблен Лексом. В 1726 году турецкий султан приказал правителю Тбилиси превратить Тбилисский Сион в мечеть. Гиви Амилахвари сумел убедить султана отказаться от его намерения и послал ему дорогие подарки.
Собор был восстановлен Цициановым после соглашения о присоединении Грузии к России. 17 декабря 1867 года церковь была освящена и в ней возобновились богослужения.
Тбилисский Сиони представляет собой типичную крестово-квадратную конструкцию, с развитой восточной частью с выступающими гранитными апсидами. Купол находится на сводах смыкающих алтарные стены и две отдалённые от них колонны, формы которых напоминают стрелы. Этот специфический дизайн, вероятно, результат реконструкционных работ проведённых в XVII веке. Наружные стены ограничены декором, кроме непосредственно купола храма.
 

Church Svetitskhoveli

Светицховели в Мцхете (XI век)

Cобор в г. Мцхета (1010-1029, архитектор Арсукисдзе). Крестово-купольное, вытянутое по продольной оси здание; фасады отделаны декоративными арками, резьбой. Нежелание рассказчика расставаться со своей тенью, со своим прошлым в тот момент, когда он сам и его современники тщились построить ”другой мир”, заставляет вспомнить легенду о строительстве храма Светицховели в пригороде Тбилиси городе Мцхета.
Светицховели - один из главных соборов грузинской Православной церкви. Каменное здание этого собора впервые воздвигается в VШ веке новой эры над могилой еврейки Сидонии, захороненной завернутой в плащ Иисуса Христа. Легенда свидетельствует, что церковь, воздвигавшаяся над её могилой, неоднократно разрушалась,прежде чем строители успевали заложить в здание церкви последний камень. Церковь осталась стоять только после того, как кто-то догадался первый столб в этом храме выстругать из ствола дерева, выросшего над могилой Сидонии. При расчистке площадки для строительства храма этот ствол был спилен и отброшен в сторону.
Глубинный смысл средневекового грузинского предания о том, как была отстроена главная национальная святыня, мог бы быть в наше время выражен примерно следующим образом: ”без опоры на духовные традиции прошлого нет будущего”. Грузины пытались сохранить верность этому принципу, в то время как многие другие народы, принявшие христианство, торопились расстаться со своей дохристианской культурой. Современному исследователю древних культур известно, что образ дерева во всех языческих культурах являет собою образ связи между небом и землей. Отсюда распространенное в древности почти у всех народов почитание деревьев и первое, что делалось в тот момент, когда тут или там утверждалась вера в Единого Бога – вырубались Священные рощи. В легенде о строительстве храма Светицховели содержится скрытый намек на то, что принятие грузинами христианства не было для них сопряжено с фундаментальным разрывом с духовной культурой прошлого, она продолжает жить и под крышами новых храмов. Тот ствол, который до того, как грузины уверовали в Христа, служил опорой небесам, теперь расцветает ажурными каменными сводами христианских церквей (”Свети цховели” в переводе на русский язык - "расцветший столб”).
 

Church Samtsevrisi

Самцевриси (VII век)

Был построен в VII веке и принадлежит к одним из лучших образцов древнего грузинского зодчества. Церковь обновлялась в XVIII-м столетии, и частично была разрушена во время землятрясения 1940-го года. Позже, в 1952-53 г.г. она была полностью перестроена. Её основным украшением является карниз с тонкими рядом арок. Этот совсем маленький крестово-купольный храм впечатляет посетителей своей комбинацией строгих и утончённых форм.
 

Church Samtavisi

Самтависи (1030 г.) 

Крестово-купольный храм (1030, архитектор Илларион Самтавнели), памятник средневековой грузинской архитектуры, в 30 км от Гори. Прямоугольный в плане, с 4 подкупольными устоями, с аркатурой и большим орнаментальным крестом на восточном фасаде.

Church Poka

Пока (1030-1040 г.г.)

Храм Св. Нино в Поке построен в 1030-1040 г.г. Покская церковь богата украшениями, выгравированными надписями, а также отличается интересным дизайном интерьера и высококачественной строительной технологией, что делает её одним из самых выдающихся храмов зального типа в грузинской архитектуре.
Храм построен из аккуратно отёсанных каменных блоков розоватого цвета и имеет один вход с южной стороны. С обоих сторон окна в апсиде устроены высокие ниши полукруглой формы. Дверь и окна в южной апсиде богато декорированы. Огромный эпистиль двери содержит надпись в которой упоминаются Король Баграт IV (1027-1072) и Католикос Окропир.
В настоящий момент памятник находится в критическом состоянии. Фронтоны и крыша провалились, восточная стена вокруг окна повреждена. Во всю ширину западной стены и западного угла северной стены образовались трещины.

 

Church Ninotsminda

Ниноцминда (VI в.)

Храм возведённый в чесит св. Нино находится в Сагареджойском районе. Это сложная четырехконховая, расширенная специальными помещениями для женщин, оглашенных и т.д., постройка сильно разрушена землетрясением в первой половине XIX в.
 

Church Nikortsminda

Церковь св. Николая в Никорцминде (XI век)

Купольная церковь св. Николая построена в 1010-1014 г.н. Шестиапсидная, расходящаяся лучами из центрального пролёта в наружную сторону не сразу обнаруживают в себе форму распятия. Южная и западная паперть были пристроены позже, в XI-м веке. Южная пристройка изменялась несколько раз.
Общий вид тимпанума над западными дверьми содержит изображение Христа и вмонтированную фигуру св. Георгия низвергающего императора Диоклетиана. Обрамляющая сцену надпись шрифтом Асомтаврули посвящена царю Баграту III и его сыну Георгию I. Рельеф на южной фронтальной стене изображает вознесение Христа. Орнамент на дуге тимпанума представляет собой превосходство декоративных элементов. Рельеф тимпанума на южных воротах храма изображает воздвижение Креста. Настенная живопись датируется XVI-XVII в.в.